Заикание — одно из самых распространенных расстройств детс­кой речи. На планете заикается каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3 — 5-ти лет, когда малыш начинает усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется словарный запас, совершенствуется фразовая речь. На фоне имеюще­гося органического заболевания центральной нервной системы, ин­фекционного заболевания, психической травмы (испуг), эмоциональ­ного стресса, наследственной предрасположенности нарушается сог­ласованная работа органов дыхания, голосоведения и органов рече­вого аппарата. Это связано с нарушением слаженной работы полуша­рий головного мозга.

Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. В некоторых случаях дети начинают тянуть гласный в начале слова, или с трудом «выталкивают» первый звук или слог. Чаще встречается, многократное повторение первого слога или слова (ма — ма — ма — шина…).

В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Но только на начальном этапе заикание — это судорожное расстрой ритма и плавности речи. Если родители вовремя не обратили внимание на заикание и не приняли меры для его преодоления, считая, что оно пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу заикающийся ребенок достаточно фиксирован на речи, появляется страх перед речевым общением.

Если Вы заметили заикание у ребенка, необходимо обратиться к невропатологу или логопеду по месту жительства. Одновременно родители должны организовать малышу щадящий режим, то есть огра­ничить до минимума речевое общение. На некоторое время перейти на общение с помощью жестов и рисунков, а также на шепотную речь и пение. Из жизни ребенка желательно по возможности исклю­чить чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки, например, занятия спортом. Следует ограничить просмотр телепередач, осо­бенно в вечернее время, заменить их прослушиванием сказок или просмотром добрых мультфильмов советских. Перед сном желательно читать ти­хим убаюкивающим голосом хорошо знакомые и любимые сказки. Род­ные и близкие должны как можно больше в этот период давать детям душевного тепла и ласки. Надо постараться исключить из жизни де­тей как сильные отрицательные, так и положительные эмоции, сде­лать так, чтобы один день жизни ребенка мало чем отличался от другого: в одно и то же время он должен гулять, есть, спать, иг­рать и т.д. Желательно, чтобы его окружали только самые близкие люди. Необходимо ограничить общение даже со сверстниками.

После режима молчания (3-5 дней) можно осторожно перейти к использованию шепотной речи, представляя это как игру. Напри­мер, заболела любимая игрушка и все члены семьи поэтому говорят шепотом. (до окончания работы с логопедом на подготовительном этапе).

Через несколько дней следует начать петь. Петь детские песенки так как пение помогает организовать правильное речевое дыхание, а также снижает голосовые судороги, желательно начинать занятия с различных распевочек на гласные звуках, с постепенным включением сонорных и носовых согласных м, н). В домашних условиях можно поставить оперу в которой участвуют все члены семьи.

                Переход к привычной речевой деятельности должен появляться постепенно. Особое значение в этот период придает речь родителей, которая должны быть спокойной, четкой созвучной, хорошо интонированной, лаконичной. Полезно использовать сопряженную форму речи, когда ребенок говорит вместе («Мы сегодня лепили снежную бабу!»), или отраженную форму речи, когда ребенок повторяет за мамой: «Какой Вкусный обед!» Либо общение в вопросно-форме с ребенком, при этом ответ на вопрос, только в утвердительной форме: «Ты будешь играть»? «Я буду играть».

                Одной из важнейших характеристик речи является ритм речи — темп. Регулирование ритма речи — необходимая составляющая большинства методов восстановления речи заикающихся, замедленный темп улучшает ритм речи, а также позволяет контролировать речь.

Большую помощь заикающемуся ребенку окажут специальные упражнения на согласование речи с движением, то есть чтение стихов на послоговом ритме синхронно с движениями рук, ног, пальцев рук, на шаг, с хлопками и т.д. Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая ладошка­ми:

У- РО- НИ- ЛИ- МИ- ШКУ- НА- ПОЛ

0-Т0Р-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ. . .

Или шагает на месте, скандируя:

НЕТ,-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ

ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ.. .

Или, дирижируя:

И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ

ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ…

В заключение необходимо дать некоторые советы (рекоменда­ции) молодым родителям, как воспитать спокойного, уравновешенно­го ребенка.

 

  • Не готовьте малыша к предстоящим событиям. Даже ожидание приятного создает напряжение.
  • Постарайтесь удержать от речи ребенка, когда он плачет, особенно рыдает. Всхлипывание приводит к повторению слогов и слов, а после плача малыш еще долго напряженно, судорожно вдыха­ет, поэтому необходимо сначала успокоить, отвлечь, чем-то заин­тересовать.
  • Не надо ругать ребенка, если он чего-нибудь боится, нап­ример, темноты, собаки, бабы Яги. Не надо просить его рассказы­вать об этом. Надо дать понять, что мама рядом и она сможет за­щитить.
  • Никогда не надо подгонять. Если родители спешат, то они должны накормить и одеть малыша сами.
  • Если ребенок категорически отказывается спать днем, то ни в коем случае не надо его заставлять. Можно почитать ему книжку, поставить аудиосказку.
  • Не заставляйте малыша читать стихи при посторонних, если он этого не любит.
  • Избегайте ситуаций, которые расстраивают.
  • Если в семье появился младший ребенок и старший ревнует, постарайтесь относиться к старшему как к маленькому: баюкайте его, кормите с ложки его и т.д.
  • Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Приучите к настольным играм.

Успокаивают нервную систему игры с песком и водой. Полезно петь и танцевать под музыку.

  • Старайтесь не предъявлять слишком высокие требования ребенку. Будьте терпеливы.
  • Следите за своей речью, она должна стать образцом для вашего малыша.

Хорошая речь — это великое благо. Благодаря ей Ваш ребенок станет уверенным в себе, уравновешенным, целеустремленным человеком, сможет по достоинству оценить и себя, и других, заниматься в жизни любимым делом.

Овсянникова Елена Викторовна

Учитель-логопед

1 квалификационной категории

высшего уровня квалификации

© 2024. Детский сад Акку отдела образования Темиртау